Автопутешествие Москва — Сочи по М4 в 2017 году

В мае 2017го года я отправился в автопутешествие по маршруту Москва-Ростов-Геленджик-Лазаревское-Ростов-Москва. Моим наблюдениям на трассе будет посвящена эта статья.

 

Вступление

Мы с семьей в 2014 году были в Геленджике, и вопреки расхожим мнениям о «нашем» отдыхе, нам там очень понравилось.

Так сложились обстоятельства, что я получил водительские права только в сентябре 2016го. Так как я всегда грезил автопутешествиями, было решено съездить туда опять, на авто. Но, просто съездить до Геленджика (где мы уже были) было бы глуповато, поэтому мы решили захватить Сочи и его окрестности.

Готовился я основательно, и брал в поездку много чего «на всякий случай».  Крайне рекомендую и вам, если вы едете автопутешествием на юг, пройти ТО для вашего авто, заменить требующие замены элементы. Серпантин будет настоящим испытанием для всех систем автомобиля (и для вас), и объехать его не получится.

Также, рекомендую настоятельно купить транспондер, сейчас они выпустили обновленную версию, с которой можно колесить и по М11 в Питер. Стоимость проезда с транспондером везде имеет скидку 20%. А если вы много ездите по платным дорогам, то вам еще и капают бонусы, за которые можно купить дополнительно до 10% скидки. Даже если вам пофигу на деньги, девайс сей отлично экономит время на проезде пунктов оплаты. Вы двигаетесь по выделенной полосе, в очереди не стоите. Останавливаться вообще не нужно, только скорость сбросить и все. Удобно с карточки пополнять. Да, и окупается он за одну поездку туда-обратно.

Возможно, я чересчур дотошен, но я пытался максимально как мог, изучить все аспекты путешествия. Несколько вечеров я смотрел маршрут, запоминал сложные развязки и перекрестки с подвохом на панорамах Гугла и Яндекса. Стал читать про дороги и ГИБДД, и тут началось самое веселье.

 

ГИБДД

Ох, история взаимоотношений простого люда и работников ГАИ (ГИБДД) совсем не простая. Чего я только не начитался — и про остановки на каждом посту, и про шмон с откручиванием обшивки дверей. Про разводы на алкоголь, трехчасовые бдения на медкомиссии даже у водителей с женой и детьми… Вообщем, полнейший ужас и капец, в духе 90х. Особенно выделяется из всех — пост ДПС «Цукерова Балка» на границе Ростовской области и Краснодарского края. Что же мы имеем по факту?

Если вкратце — ничего страшного. Есть некоторые очень важные моменты, которые вам точно следует знать при поездке на юг. Московским сотрудникам ДПС давно выдали живительных зипдюлей за взятки и быть остановленным в Москве — значит как-то особо выделятся или иметь плохую карму. Я через всю Москву езжу каждый день на работу вот уже больше года, и меня не останавливали ни разу.

Ситуация на подьезде к курорту кардинально меняется. Смело можно в разумных пределах «валить» до границы с Ростовской областью. Там нет постов, нет мобильных засад, только камеры. Ростовское ГИБДД славится тем, что оно одно из самых суровых в стране. Но время идет, все стало проще, хотя не до конца. Поэтому, после долгого пути из Москвы до Ростова, ночевки, меня по утру на выезде из города остановил бравый сотрудник ДПС. Два экипажа, работают параллельно. Явно «прикормленное» место. Важная ремарка: благодаря Яндекс.Навигатор и Антирадару, я не нарушал правила ни разу.

С кислой рожей наклоняется ко мне в салон. «Ваши документики». При этом засовывает голову в салон, ищет регистратор. Находит. Грустнеет. Смотрит документы. «Всего хорошего». Вот тут ключевой момент. Неизвестно, что бы произошло, не имей я регистратора. Как бы наш уважаемый президент не пытался бороться с коррупцией, ставить камеры, отменять палочную систему, закрыть все стационарные посты, они (гайцы) всегда будут искать какой-то свой хитрый метод поживиться. Увы, народ наш русский жаден, и до бабла охоч.

До Геленджика доехали без каких-либо проблем.

После двух ночей в Геленджике, выдвинулись в Лазаревское. Если кто не знает, это часть Сочи, в нескольких десятках километров от его центра. Не проехали мы и десяти километров, как на пригорке серпантина нас останавливает сотрудник ДПС города Геленджика. Ну вот и веселье началось, подумал я. Наслышан об их любимом занятии — алкопродуву всех не местных номерных знаков. Так оно и оказалось.

— «Здравствуйте, Такой-то Такойтович, ваши документы». Отдал. Смотрит. Говорит: «Предьявите к осмотру багажник, пожалуйста». Тут я понял кое-что. Во-первых, тут я мог бы повыеживаться и потребовать двух понятых и протокол, что нужно по закону для досмотра. Но я не стал накалять. Понимая, что инспектор пытается достать меня из машины, я все же подчинился и вышел. Открыл багажник. Инспектор достаточно безразлично глянул туда, и через пару секунд потерял к нему интерес. — «Отдыхаете? Выпивали вчера?». Опа, приехали. Стандартная фигня началась. Знаю, что абсолютно трезв, потому не стал ерепениться. — «Вообще не пью». — «Пройдемте к автомобилю ГИБДД». Иду. Второй инспектор встречает меня, идем к его багажнику. Достает оттуда чемодан с тестером и пластиковый стакан. — «Дыхни на меня». Дышу. — «Оооо, все плохо». Ну пипец, думаю я, актер без оскара. Играем дальше. — «Дыши в стакан!». Дышу, не потеет. Он нюхает стакан. И опять — «Оооо, все совсем плохо!». — «Согласны пройти тест на алкоголь?». Говорю: согласен. Садимся в его автомобиль. Камера висит у них в салоне, но явно отключена. Инспектор дает мне пачку насадок на алкотестер и говорит — «Проверяйте!». Пристально разглядываю насадку. Запечатана, следов воздействия не видно. Думаю: если, что, пойду до конца и буду требовать мед. освидетельствование.  Берет у меня насадку, вставляет в тестер. Набираю воздуха и дую. Несколько секунд, пока устройство выдаст результат, затянулись мучительно долго. И тут — «Пибип!». — «Всего доброго!» — сказал инспектор и отдал мои документы. С явно кисло-грустным лицом. Непонятно — пытался ли он меня развести, и передумал, или моя рожа выглядит пропитой, когда я трезв…

Больше ДПС меня не останавливали, хотя постов попадалось не два и не три. Важно сказать, что на Цукеровой Балке, если вы едете в Москву, вами вообще никто не будет интересоваться.

 

Дороги

 

Я достаточно наслышан о том, что было с М4 и дорогами в целом в южных регионах, и до 2013го года они были если не ужасны, то в плохом состоянии явно. Сейчас — это очень хороший уровень. Платные отрезки до Воронежа — просторнейшие автострады с ограничением 110 (бесплатно 130), а в некоторых местах с ограничением в 130 (150 бесплатно). Никаких постов или мобильных засад ДПС, шикарная дорога. После Воронежа дорога более узкая, и в целом хуже, но едем достаточно бодро. Километров за 100 до Ростова хорошая дорога резко кончается, и начинается жесть с кучей ям. Нужно отдать должное дорожникам, они там вовсю ее переделывали. Но это создает и проблемы, сильное сужение и пробки. После Ростова дорога опять волшебная, и так почти везде до Сочи.

Серпантин заслуживает отдельного упоминания. Для неподготовленного водителя это настоящее испытание. Моим правам на момент поездки был почти год, но за это время я накатал почти 20 тысяч км, каждый день через пол Москвы и пару раз туда-обратно в Питер. И при этом, многокилометровый серпантин был достаточно непрост. Постоянно находишься в максимальном внимании и некотором напряжении. Ошибки стоят очень дорого. Дорога достаточно узкая, повороты крутые, местные жители — лихие; все нужно держать под контролем. Но в то же время мне, как человеку, любящему водить, было реально в удовольствие. Такое вот странное извращение — и круто и тяжело. После особо сложных участков, на обочине есть парковки-карманы, куда можно свернуть и несколько минут постоять, дать отдохнуть рукам и ногам. На серпантинах также вовсю ремонтируют дорогу. В некоторых местах, где было сильно раздолбано, уже вовсю ведутся работы. Скорее всего, к 2018му вся М4 и южные дороги будут в хорошем асфальте.

На второстепенных дорогах в городах, все также увы, дороги ужасны. Местами обочина ровнее асфальта. Болезнь всей России, к сожалению.

В высокий сезон, сотрудники ГИБДД будут бдеть каждый сложный поворот, где народ то случайно, то порой специально пересекает сплошную. Цена ошибки высока, нужно быть очень внимательным.

Если вы новичок в езде по таким дорогам, я вам крайне советую ознакомиться с панорамами дорог и поворотами на гугл картах. Мне сильно помогло, знал чего ожидать.

 

Одним днем?

 

Народ, путешествующий на юг, разделен на два лагеря — одни говорят: нужно ехать в ночь одним днем и не терять времени. Другие не торопясь едут до Ростова, там ночуют и спокойно на следующий день доезжают до Сочи. Я использовал второй вариант по ряду причин. Первый вариант достаточно рискованный и лихой. Вам придется проехать почти 20 часов без остановки. Более-менее это нестрашно, если водителей двое. Лично я вообще крайне не советую ездить в дальние путешествия в ночь, в темноте. Местами освещения нет или оно плохое, дальний свет не включить — слепишь всех. Невозможно вовремя увидеть яму, животное или какого-нибудь лихого деревенского пешехода. Сверхдлительные поездки, да и еще и в ночь — это очень опасно, не советую даже бывалым водителям.

 

Интересные и неинтересные места

 

Геленджик, удивительно игнорируемый туристами в пользу Сочи, крайне рекомендуется к посещению. Главное — знать места. На пляж отдохнуть и купаться следует ездить только на Тонкий Мыс, Толстый Мыс и в Голубую Бухту. Центральный пляж даже в межсезонье наполнен людьми и море чуть грязнее других мест. В сезон там вообще все друг у друга на голове сидят и море илистого цвета. Дивноморское — ближний пригород Геленджика (5 км), там тоже уютно и чисто.  Местные говорят сьездить на скалу «Парус», одинокая такая скала высокая и плоская, стоящая в стороне на пляже. Такое себе удовольствие, пролезать туда надо метров 100 по крутым и острым камням. Сфоткать издалека тоже тяжело. Мы туда приехали, пофоткали и уехали, лезть не стали.

Для «покушать» в Геленджике крайне рекомендуется (хотя бы разок попробовать) сугубо местный фастфуд — гирос. Отлично представлен в виде местного клона Макдоналдса —  Giros Odissea. Также, очень уютное кафе с вкуснейшей едой за разумный ценник — «У Дианы».

В плане автопутешествия также был «Музей чая и автостарины», находится он не далеко по дороге в Сочи. И… это полный провал. Пять отреставрированных машин военного времени, и комната с самоварами. Не стоит вашего внимания.

Будучи в Лазаревском, также решили наведаться в Мамедову Щель. Это такое очень красивое ущелье с горными речками и водопадами. Должно было быть. На деле приехав туда (а это не зима, а конец мая — уже почти лето и начало сезона), мы застали просто отсутствие кого-либо. Кафешка при входе — пустовала, ни души. Идем дальше, доходим до домика, видимо смотрителя, и касс — и также вообще никого. Ну ок, прошли бесплатно. Далее перлись через лес, вдоль очень крутых склонов по тропинке, достаточно опасной. Перли километр где-то, не вру! Устали уж и затрахались, но один лес и водопадов не видать. И тут послышался какой-то лютый звериный рык! Учитывая что были мы вдвоем, а не толпой туристов (как это подразумевалось бы), и у меня нету никакого даже ножичка с собой, было принято решение срочно валить оттуда назад. Вот так мы «посмотрели» фонтаны.

Так как май 2017го, в который мы поехали отдыхать, выдался аномально холодным, мы решили вообще не ездить в Красную Поляну и не морозить себе задницы в горах. Поэтому, об этих, для некоторых людей интересных местах, мне нечего сказать.

В самом «Большом Сочи» мы не были, так как отдыхали чуть не доезжая до города — в Лазаревском. Отличное место для отдыха, безусловно рекомендуется! Маленькая обособленная часть города, со специфическим нашему югу антуражем. Чистые улицы, вкусные кафешки. Также отличное голубое море. Про центральное Сочи был не раз напуган грязными и переполненными пляжами, тут этого нет. Поесть можно в ресторан-баре «Studio 93», одно из топовых мест в городке, но слегка дороговато. Попроще можно перекусить отличными гиросами (или сувлаками) в сувлачной «Олимп». Центральный рынок также стоит внимания — там продаются отменные, огромные, алые и вкуснейшие кубанские помидоры! Такие тяжело найти даже в Москве, а если и найдете — будут стоить рублей 400 за килограмм. А там 150. Там же, отличные кубанские и адыгейские сыры — простые и копченые, соленые и не соленые. Из таких помидоров и сыра получается просто бомбическое блюдо под названием Капрезе, которым мы там обжирались каждый день. Выглядит просто — нарезанный сыр и помидоры чередуются один на другой и таким бутербродом поедаются. Стоит также взять себе про запас и в подарок — местные специи и сливовые соусы, которые тоже очень хороши.

 

Заехали также в Олимпийский Парк. Его поддерживают в живом состоянии, оперативно меняют сломанное дорожное покрытие, высаживают зелень, стригут газоны и убирают. Инфраструктура не убита. Единственное, что поперек половины парка и половины дорожек построили гоночный трек. Как будто для него нельзя было найти нормальное место… Ну да ладно. Перейти его все равно можно по надземным переходам, так что проблема не большая. Сам парк — интересен только для пофоткаться. Ну и для отметки в своем блокноте достижений — «я побывал в Олимпийском Парке». Так что, решайте сами, стоит ли туда ехать специально километров 30-50 в одну сторону.

 

Итого

 

Мы были очень довольны поездкой, впечатлениями от дороги и от нашего юга, который с каждым годом становится все лучше. В целом поездка на 9 дней обошлась примерно в 40 тысяч рублей, где 15 ушло на гостиницы, около 7 тысяч на бензин, 10 на еду, остальное по мелочи — сувениры и другое. Да, Турция, Египет и иже с ними — во многом выгоднее. Но они не содержит духа приключения и кучи возможностей для путешествия на своем авто.

P.S. Я много чего не описал здесь, не обошлось и без поломок в пути и всяких казусов, как и не без очень хороших впечатлений. Для всего этого нужно небольшую книгу писать. :)

P.P.S. Не стоит ехать в Абхазию. Совсем. Многократно слышал об отравлениях, кидалове в отелях, гайцы просто зверюги. Для местного населения, русские — дойная корова. Природа — единственный плюс там.